i`em

Из жизни перевалов Горного Алтая - Чике-Таман



От села Хабаровка начинается подъём на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень. Это подъём на Улегемский или Чике-Таманский перевал. Высота перевала 1460 метров, но из-за своей крутизны он кажется значительно выше. Подъём-4,6 км; спуск-5,1 км.
Чике-Таман - это особая история. Вокруг него в своё время велось множество споров. Да и само название люди произносят по разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе "Здравствуй, гора". Но правильное название Чике-Таман - "Плоская подошва".
На перевал ведёт живописный серпантин тракта, бывший некогда довольно крутым и сложным для лошадей, а позже для автотранспорта. В.Я.Шишков в начале XX века, описывает Чике-Таманский перевал: "Чике-Таман. Прежде всего изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала рукою отчаявшегося ямщика: "Ета не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов". В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь.
Большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-25 годы, что дало возможность совершить в 1925 году впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями Госторга и АО "Шерсть" до Кош-Агача и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по несколько раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага (тракт в то время поднимался на перевал прямо по логу, протянувшемуся влево), а при спуске - 23 зигзага. Ещё в 1925 году здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Главное внимание тогда было обращено на безошибочный выбор правильного направления. В течение 1926 года были произведены дополнительные изыскания с учётом предложений, выдвинутых в своё время экспедицией В.Я.Шишкова. На Чике-Таманском перевале были изысканы возможности уменьшения количества земельных работ и смягчения профиля по тому направлению трассы, где она проходит в настоящее время. В 1927 году была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале.

Работы по прокладке дороги через этот горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Новая дорога была пущена в строй в 1984 году. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. Существующая сегодня дорога проходит часто не там, где был старый Чуйский тракт. Но с многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога...

16 февраля 1996 года специальным постановлением Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай, горный перевал Чике-Таман объявлен памятником природы республиканского значения
О:-)
Красиво как, и рассказ хороший, спасибо!